Основной функцией налоговых органов является осуществление налогового контроля. Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Налоговый кодекс предусматривает следующий перечень форм налогового контроля:
Налоговые органы могут проводить проверки следующего рода:
В то же время Глава 14 Налогового кодекса РФ дает понятие налоговых проверок как форму проведения налогового контроля и описывает порядок их проведения, а Статья 87 Налогового кодекса РФ предполагает только два вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Т. е. все остальные проверки не могут называться налоговыми, хотя и проводятся налоговыми органами.
Основное отличие налоговых проверок от остальных - это то, что порядок их проведения прописан Налоговым кодексом, а проведение других проверок частично регламентируется общими правилами административного производства, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и частично ведомственными нормативными актами.
Таким образом, периодичность проведения налоговых проверок регламентируется Налоговым кодексом, а вот проведение остальных проверок (ККТ, оборота алкогольной продукции и др.) остается на усмотрение налогового органа.
В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" прописаны порядок проведения мероприятий контроля и целый ряд ограничений для органов, их проводящих.
Налоговые проверки бывают двух основных типов: камеральные и выездные. Кроме того, может быть проведена повторная проверка. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. При этом проверяющие не вправе выходить за пределы предыдущей проверки (как по проверенному периоду времени, так и по перечню налогов), за исключением тех случаев, когда налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой указана сумма налога в размере, меньше заявленного.
По итогам проверки налоговый орган может принять решение о доначислении неуплаченных налогов и пеней, а также может наложить налоговые санкции - штрафы.
Налоговые органы вправе самостоятельно накладывать и взыскивать штрафы, размер которых не превышает для организаций 50000 рублей по каждому налогу за один налоговый период или по каждому иному нарушению налогового законодательства и 5000 рублей для индивидуальных предпринимателей, без обращения в суд. А согласно статье 46 Налогового кодекса РФ (п. 10), безакцептный порядок взыскания, предусмотренный для неуплаченных налогов и пеней, распространяется также и на штрафы.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Сопровождение налоговых проверок - перейти на страницу стоимости